Каким-то невообразимым образом в Японии уживаются сразу две религии – буддизм и синтоизм. Уживаются настолько мирно, что вместе составляют единую японскую культуру, ведь они соединились на достаточно раннем этапе развития государственности. Буддизм и синтоизм и сегодня оказывают огромное влияние на японскую культуру и искусство Японии.
Буддизм стал в Японии государственной религией очень быстро – буквально за сто лет. В VI веке нашей эры основы буддизма привезли в Страну восходящего солнца монахи из Кореи. Эта религия моментально обрела почёт и уважение со стороны коренного населения островов.
И хотя в течение нескольких следующих веков представители разных верований периодически выясняли между собой отношения, можно сказать, что буддизм вошёл в Японию практически бескровно. Все конфликты же были скорее связаны с переделом сфер влияния на окружение Императора.
Самое ценное, что новую религию быстро восприняли рядовые японцы – восприняли совершенно естественно, как привычную часть своего мировосприятия. И сегодня японца можно поставить в тупик вопросом о том, является ли он буддистом или синтоистом. Практически, никакого разделения нет. Японцы просто используют религии по-разному, и не знают религиозных конфликтов.
Жениться и благословлять детей они идут в синтоистский храм, так как синтоизм – религия благожелания. А вот за похороны и печали отвечает буддизм, предусматривающий жизнь после смерти. Вот и выходит, что синтоизм освобождает жизнь японцев от зла, а буддизм – связывает её с потусторонним миром. Это как шампунь и кондиционер.
Синтоизм
Синтоизм пророс из веры японцев в богов, которых они называют словом «ками». Это традиционная, исконно японская религия. Слово «синто» можно перевести, как «Дорога богов». Собственно, оно и состоит из двух иероглифов –«син» (собственно, «божество ками») и «то:» («путь»).
Японцы верят, что божества ками находятся везде вокруг – окружают их, следят за ними. Красивый камень или звонкий водопад – ками, шёпот листьев – тоже ками, причудливое соединение рек – и это ками. Ветер, солнце, луна, закат, дерево – всё это ками, и каждый японец вам это объяснит.
В синтоизме бог не похож на человека. Эта религия подразумевает наличие тысяч божественных сущностей, управляющих течением и увяданием жизни. Вот почему цель всех синтоистских ритуалов – излечение от болезней, избавление от природных катаклизмов, спасение от смерти.
Церемонии синто очень связаны с циклами сельскохозяйственных работ – всё же древние японцы, в основном, занимались земледелием, выращивали рис. В основной своей массе, синтоистские традиции возникли в период Яёй, когда в Японии появилась необходимость возделывать рис.
Тогда же японцы стали просить богов защитить их от тайфуна, в нужный момент прислать дождь или солнечную погоду. Со временем, дары богам синто превратились в яркие религиозные фестивали, которые сейчас являются важной частью туристической парадигмы Японии.
Один из наиболее заметных фестивалей – Аои Мацури, который традиционно проходит 15 мая. Это нарядное шествие, происходящее между дворцом Императора и двумя частями святилища камо (так называемыми Верхним и Нижним храмами). Участники шествия пляшут и воют – принято также облачаться в традиционные японские наряды.
Ворота тории
С точки зрения культуры, период синто характеризуется яркими ритуальными предметами, скульптурой, живописью и особой архитектурой. Святилище синто, как правило, состоит из некольких строений, расположенных на ограниченной территории. Путь к святилищу обозначен синтоистскими вратами – вратами тории. За ними начинается дорога в храм.

Как правило, тории окрашены в яркие цвета – красный или оранжевый. У ворот есть характерная черта – у них нет створок. Это два изящных столба, соединённых перекладинами. Ворота тории давно стали одним из наиболее узнаваемых символов Японии.Ворота обозначают границу между миром людей и миром богов. Территория за воротами священна. Пересекая ворота, человек не может собирать травы и плоды, ему запрещено рубить деревья, охотиться и рыбачить.
Иногда тории расположены довольно далеко от храмовых комплексов. Ворота лишь указывают на то, что вы переходите в обитель богов ками. Практически, святыней может быть и не храм, а красивая излучина реки, водопад, огромное дерево или необычный камень. На священной территории может вообще не оказаться никаких построек, но это ничего не меняет.
Как правило, за воротами путника встречает лестница (обычно каменная), по которой нужно подняться, чтобы оказаться непосредственно на дороге к синтоистской святыне. Перед выходом на дорогу (сандо) необходимо ополоснуть руки и рот – ёмкости с водой обязательно предусмотрены. Ритуал призван защитить святыни от скверны. Кроме того, путник должен очистить свои помыслы.
Вдоль дороги расположены фонари (обычно каменные или деревянные), а чуть в стороне находится «кагура-дэн». Так называется специальное помещение для священных танцев (кагура).Ещё один обязательный атрибут синто – площадка для табличек с просьбами божествам. На них традиционно изображали лошадей – поэтому таблички стали называть словом «эма» («э» – табличка, «ма» – лошадь). Как правило, на табличках пишут прошения к божествам. В принципе, современные японцы не просят у ками ничего необычного – в топе любовь, деньги, возможность завести детей, избавление от тех или иных недугов. Принято также оставлять богам гостинцы – своеобразные жертвы. Обычно это соль, рис и вода.
Скульптуры комаину
Следующий этап путешествия к синтоистской святыне – переднее святилище или «хайдэн». За ним находится святая святых, «хондэн». Это главное здание храма. С двух сторон его охраняют скульптуры комаину (обычно это каменные, бронзовые или, реже, деревянные львы).

Китайцы считают комаину львами, но для Японцев это собаки, причём корейские собаки. Они появились в Стране восходящего солнца в эпоху Хэйан, и со временем пережили странное превращение из львов в собак.
Статуи стерегут храм от злых сил. Обычно собаки сидят. Причём, у одной из них пасть открыта, а у второй – закрыта. Бытует мнение, что первая собака произносит таким образом первый звук санскритского алфавита, а вторая – последнюю. Так, алфавит становится магическим заклинанием, а собаки стерегут Японию от любых невзгод.
Иногда храмы стерегут и другие звери. Встречаются олени, а перед храмами богини Инари – даже лисицы в красных передниках.