22.02.2020      192      0
 

Период Дзёмон

Период Дзёмон начался примерно 12500 лет назад, когда предки современных японцев научились производить посуду из…


Период Дзёмон начался примерно 12500 лет назад, когда предки современных японцев научились производить посуду из глины. Как мы уже говорили в нашей статье о Японии на заре времён, случилось это относительно поздно – в том числе, и из-за отделения архипелага от большой земли.

Японские сосуды периода Дзёмон

Учёные считают, что первые люди появились в Японии ещё во времена палеолита – около сорока тысячелетий назад. Археологи до сих пор находят довольно многочисленные подтверждения этому находятся археологами до сих пор. Большинство находок – каменные орудия труда. Реже встречаются изделия из бамбука, дерева и кости.

Впервые подобные реликвии были найдены в конце сороковых годов двадцатого века, а к миллениуму в Японии успели обнаружить порядка пяти тысяч стоянок первобытных людей. В принципе, японских находки ничем не отличаются от памятников каменного века, найденных в других местах планеты. А вот с керамикой – сложнее. Период Дзёмон недаром считается особенным.

Что такое Дзёмон

Само слово «Дзёмон» состоит в японском языке из двух иероглифов – «верёвка» и «узор». Термином этим обозначается особенный, характерный только для Японии, тип керамики, а правильнее сказать – оформления керамики.

Орнамент на изделиях эпохи Дзёмон продавлен непосредственно в незатвердевшей глине. Все предметы лепились руками – гончарного дела в период Дзёмон ещё не существовало.

«Верёвочные узоры» – самое характерное, но не единственное проявление культуры в период Дзёмон. Что характерно, в эту эпоху японцы ещё не были не только японцами, но даже и представителями монголоидной расы. Они занимались собирательством и охотой, не умели сеять рис, жили в примитивных землянках – под крышами из листьев. Кроме того, археологами установлено, что в период Дзёмон уже были приручены собаки.

Что же касается керамики – наиболее характерной её особенностью (кроме уникального рисунка) является нехарактерное для глиняных сосудов других регионов дно – оно было не плоское, а имело конусовидную форму. Такие сосуды гораздо легче лепить, а при использовании их не ставили, а прикапывали в землю. Косвенно это указывает на то, что японские острова населялись в период Дзёмон людьми, не использующими мебель.

Узоры эпохи Дзёмон

Со временем, дно японской посуды стало плоским, но знаменитый теперь орнамент Дзёмон остался неизменным. Верёвку туго закручивали и ею продавливали узоры в твердеющей глине. Мастера использовали верёвки разной толщины, что позволяло разнообразить орнаменты. Узоры на одном и том же сосуде могли «смотреть» в одну сторону, а могли – в противоположные. Учёные считают, что направление орнамента было лишь своего рода «креативом» художника – эти различия ничего особенного не значили.

Исследователи периода Дзёмон предполагают, что глиняные «колбаски» укладывали внутрь плетёной корзины – по стенкам. Потом глину трамбовали руками, после чего изделие выбивали из формы, украшали верёвочными узорами и отправляли на солнце. Никакой глазурью керамику в период Дзёмон, конечно, не покрывали. На некоторых обнаруженных археологами сосудах были не только орнаменты от верёвок, но и отпечатки ракушек и других предметов, а также нанесённые неким стеком рисунки.

Позже будущие японцы стали активно практиковать всяческие налепы на внешней стороне сосуда, лишая изделие симметрии. Такие сосуды отлично могут использоваться художниками в качестве натуры – они чрезмерно аутентичны.

Хосоно Хитоми: Дзёмон в современном искусстве

Сосуды эпохи Дзёмон – бесконечный источник вдохновения для современных людей искусства. Среди них и японская художница Хосоно Хитоми, проживающая в Лондоне, но родившаяся в префектуре Гифу.

Хосоно Хитоми, в отличие от пращуров современных японцев, для создания сосуда использует гончарный круг, а уже потом украшает изделие, используя в том числе и техники, популярные в период Дзёмон. Обычно Хитоми творит при помощи пальцев или зубочисток. Получается здорово.

Что ещё известно про период Дзёмон

Период Дзёмон – один из самых неоднозначных в истории Японии, ведь никаких письменных источников не сохранилось, а свои представления о жизни людей 12,5 тысяч лет назад учёные формируют в буквальном смысле по осколкам. Археология стала для японцев одним из основных способов познания истории народа в конце двадцатого века.

Предметы эпохи Дзёмон слишком декоративны, чтобы использоваться в быту. Однако, по всей видимости, именно в тот период японской истории сформировалась страсть японцев к украшению и преобразованию внешнего вида предметов. Эта тенденция стала знаковой для всего искусства Японии.

Стоянка Саннай-Маруяма

Стоянка Саннай-Маруяма – одна из самых известных стоянок периода Дзёмон. Она находится в префектуре Аомори. Археологи обнаружили стоянку Саннай-Маруяма в 1992 году – случайно, во время строительства стадиона. Стройку тут же свернули, чтобы произвести раскопки.

Историки установили, что Саннай-Маруяма – это деревня, существовавшая около 5000 лет назад. Она состояла примерно из пятисот земляных хижин. Среди построек деревни особый интерес археологов вызвали строения на сваях – деревянных колоннах метрового диаметра.

Со свойственной японцам дотошностью Саннай-Маруяма была воссоздана в первозданном виде – настолько, насколько было возможно восстановить представления о древней деревне.

Саннай-Маруяма – одна из национальных гордостей Японии, она активно используется в воспитании юных японцев. Так, именно в эту деревню попадают герои популярного мультсериала «Дораэмон» – кот-робот отправляется в период Дзёмон, чтобы спасти своего друга, Нобита Ноби.

В мультике показано, как жили древние японцы – кот готовит мясо на огне, укачивает ребёнка, делает ещё какие-то вещи. Не обошлось и без казуса. Авторы мультика немного перестарались, их герои читают древние книги, хотя письменности в период Дзёмон ещё не существовало. Что не сделаешь для того, чтобы привить молодому поколению любовь к чтению.

Период Дзёмон и фигурки догу

Отсутствие письменности – большая проблема для исследователей периода Дзёмон. Крайне сложно восстановить подлинные ритуалы древних японцев по обломкам культуры. Фигурки догу – одни из самых спорных вещей в культуре Японии. Догу привлекают поклонников мистики и всего таинственного, в том числе и потому, что их функциональное назначение до сих пор не установлено.

Период Дзёмон, фигурки догу
Период Дзёмон, фигурки догу

Догу – это антропоморфные существа с большими (как у насекомых) глазами, сердцевидными лицами, широко раскрытыми ртами, пирсингом и татуировками.

Догу – андрогины, то есть сочетают в себе черты мужчин и женщин. Некоторые фигурки похожи и на людей, и на животных. Внутри фигурки полые, имеют высоту около 35 сантиметров. На территории древнего поселения Саннай-Маруяма было найдено свыше 2000 фигурок догу. Большинство из них разбиты, и археологи считают, что разбивали догу специально – как часть некого ритуала.

Фигурки догу будоражат сознание многих людей – их поистине инопланетные образы оставляют космическое количество вариантов трактовок как происхождения фигурок, так и способов их использования древними японцами. Многие уверены, что догу доказывают, что японцы периода Дзёмон имели связи с представителями внеземных цивилизаций.