Этим текстом я открываю крупную серию статей, тема которых – экономика и бизнес в Японии. Рассматривать их аспекты я буду стараться с позиции эволюции и развития, то есть попробую обращать внимание на происходящие изменения и перспективы экономической деятельности. Именно этот способ познания, на мой взгляд, является самым адекватным задаче, ведь именно перемены в своей динамике лучше всего раскрывают характер как экономики страны, так и возможностей для ведения в ней предпринимательской деятельности.

Чем интересна экономика Японии?
На протяжение всей истории страны, экономика Японии фактически была переходной – то есть пресловутая «эпоха перемен» оказывала своё влияние на бизнес почти постоянно. Опыт японских бизнесменов ценится во всём мире, их подходы к предпринимательству (в том числе и вековые принципы кайдзен) являются эталонными для сотен тысяч бизнесменов во всём мире. Кроме того, экономика и бизнес Японии несомненно представляют интерес для каждого, кто так или иначе связан со Страной восходящего солнца в рамках своей собственной деятельности.
Возможно, кому-то покажется, что «странами с переходной экономикой» принято называть исключительно государства постсоветской зоны, но это не так. При этом переходные процессы в японской экономике значительно отличаются от тех, что мы привыкли наблюдать в бывших странах соцлагеря. Первый переход Япония совершила от естественного роста экономики к «искусственному», второй – от регулируемой экономики к рыночной, третий – от замкнутой национальной экосистемы к активной интеграции в мировую бизнес-модель.
Многие характерные для японской экономики вещи не происходили прежде ни в одной стране мира, либо никогда не достигали подобных масштабов. Очень часто японским компаниям приходилось искать решения, не имея возможности опираться на чей-либо опыт, и каждый раз это решение было не только оригинальным, но и достаточно эффективным. Такие сложности, как стремительное старение населения, огромный государственный долг, падение цен во всех отраслях экономики и многие другие достигали в Японии небывалых размеров, и каждый раз проблемы решались способами, недоступными сознанию европейцев и американцев, да и других азиатских экономистов. Путь Японии – это всегда свой путь, осваивать который приходится в том числе и западным компаниям, выходящим на рынок Страны восходящего солнца.
Потерянные десятилетия в Японии
Термин «потерянное десятилетие» остаётся актуальным для японской экономике уже четыре десятилетия. Потерянными были девяностые, нулевые, десятые годы. Потерянным многие называют уже и текущее десятилетие. При этом в стране один из высочайших в мире уровень жизни, практически абсолютная социальная стабильность. А ещё низкая безработица, надёжная национальная валюта, невероятная продолжительность жизни. В Японии реализуются самые мощные инфраструктурные проекты, внедряются новаторские законодательные и управленческие решения. Состояние японской экономики иногда называют «комфортной депрессией».
Мировое экономическое сообщество расколото на два лагеря. Одни восторгаются тем, как работают экономика и бизнес в Японии. Другие считают диаметрально противоположно. Вне зависимости от чужого мнения, как древний самурай, Япония накапливает уникальный опыт существования в постоянном кризисе и постоянной потребности в изменениях. Этот опыт не может не привлекать всех, кто интересуется экономикой и занимается бизнесом.
Первая развитая страна в Азии
Япония отличается от других стран, в том числе и от азиатских. Её ценностная система опирается не на православие, ислам или протестантизм, а на конфуцианскую этику. Рыночная экономика и демократия начали развиваться в Японии относительно поздно. Индустриализация страны значительно отличалась от аналогичного процесса в Европе и США. При этом именно Япония быстрее других азиатских стран вошла в когорту государств, которые принято называть «развитыми». В настоящее время страна активно переходит к постиндустриальному типу экономики. В Японии снова переходный период – как и всегда.
Несмотря на строгость (и даже некоторую жестокость) японских управленческих традиций, жесткому правлению японская власть предпочитает мягкое регулирование. Граждане Японии предпочитают не потреблять ресурсы, а экономить их, а крупнейшие японские компании – не только конкурируют между собой, но и эффективно сотрудничают. Государство, бизнес и общество в Японии ведут себя так, как ни в одной другой экономике мира. Это и делает изучение экономики и бизнеса Японии таким интересным процессом. Лично мне знакомство с этой областью знаний подарило много прекрасных идей для развития собственного дела.
Итак, прошу всех пристегнуться. Мы отправляемся в необыкновенное путешествие по особенностям экономики и бизнеса в Японии. Обещаю, будет интересно.
Продолжение статьи:
Социальные особенности японцев с точки зрения экономики и бизнеса
Следующие статьи цикла смотрите в рубрике «Экономика и бизнес в Японии».