Сами японцы обычно называют харакири словом сэппуку, но смысл от этого не меняется — речь о знаменитом ритуальном самоубийстве, принятом среди средневековых самураев. Впрочем, практика сохранялась до двадцатого века. Последним громким случаем стало харакири знаменитого писателя Мисима Юкио в 1970 году.
Традиция сэппуку полностью связана со взаимоотношениями между самураем и его даймё, то есть между вассалом и сувереном. Правом совершить такое самоубийство обладали исключительно самураи, причём это право считалось серьёзной привилегией.

Когда делали харакири?
Самурай получал право на харакири лишь в исключительных случаях:
- по приговору своего господина;
- чтобы доказать верность господину, если кто-то обвинил самурая в его предательстве.
Суть сэппуку заключается во вспарывании живота. Многие утверждают, что схема харакири разработана таким образом, чтобы самоубийство было безболезненным. Это неправда. На самом деле, всё совсем наоборот — процедура является крайне болезненной, а смерть по-настоящему мучительной. Сами мы, конечно, не пробовали, но предпочитаем верить на слово.
Японцы считают живот самой важной частью тела. Именно в животе находится жизнь. Харакири — способ уничтожить эту самую жизнь в самом прямом смысле.
Харакири — почётная смерть
Совершить ритуальное самоубийство считалось почётным в японском обществе. В том числе это было связано с тем, что самураю требовалось немало мужества, чтобы расстаться с жизнью столь жестоким образом. Семья человека, совершившего харакири, освобождалась от всех претензий и возможных гонений, за наследниками сохранялось право на всё имущество и титулы, а также фамилию.
Казнь через отсечение головы палачом, напротив, считалась в Японии великим позором. Отрубленную голову возили по городу и выставляли на самом видном месте — в назидание обществу.
Ритуал сэппуку подразумевал участие секунданта — обычно самурай сам выбирал себе помощника. После вспарывания живота верный друг отсекал голову мечом, облегчая страдания умирающего героя.
Христианская религия запрещает самоубийства, считая, что тело человека принадлежит богу. Японская культура имеет на этот счёт совершенно другое мнение. Тело самурая принадлежит его господину (даймё).
Правда о харакири
Ошибочно полагать, что средневековые японцы совершали харакири на каждом углу и по любому поводу. На самом деле, случаев было не так много, как может показаться. На самом деле, образ самурая, решающего покончить жизнь самоубийством растиражирован массовой культурой.
В восемнадцатом веке вассалам и вовсе запретили совершать ритуальное самоубийство после смерти сюзерена. До этого последовать за своим господином считалось почётным. Запрет свёл количество ритуальных самоубийств в Японии практически к нулю.
Полный запрет сэппуку
Окончательно взяв курс на деловые и культурные связи с Западом, японские власти полностью запретили харакири во второй половине XIX века. Европейцам традиции сэппуку казались дикими и противоречащими принципам гуманизма.
Впрочем, традиция живёт и в условиях формального запрета. Более того, запрещённое харакири стало считаться ещё более ярким и резонансным событием. Помимо уже упомянутого самоубийства Мисима Юкио, всему миру запомнилось сэппуку сразу целого ряда военных чиновников Японии, решивших покончить с собой после поражения во Второй мировой войне.