19.09.2019      201      0
 

Период Хэйан в Японии

Во времена правления пятидесятого императора Японии Камму закончился период Нара (710-794). Рубежным событием между двумя эпохами стал перенос столицы из 794 году из Нары в специально построенный Хэйан-кё. Так начался период Хэйан.


Во времена правления пятидесятого императора Японии Камму закончился период Нара (710-794). Рубежным событием между двумя эпохами стал перенос столицы из 794 году из Нары в специально построенный Хэйан-кё. Так начался период Хэйан.

Период Хэйан в Японии
Хэйан-кё был построен, чтобы стать столицей.

Причины переезда императорского двора

Эпоха Нара была временем стремительного государственного строительства и развития японской культуры по китайским лекалам. Студенты-монахи отправлялись учиться в Китай, откуда возвращались не только со знаниями, но часто и с непомерными амбициями. Занимая высокие государственные должности, они вмешивались во все дела. В Наре число буддистских храмов достигло 1600. Количество синтоистских святилищ было вчетверо меньше, но влияние синтоизма уступало буддизму, поскольку он не имел китайского происхождения.

Монах Докё даже возглавил мятеж, подавить который удалось с большим трудом.

Два восстания были устроены представителями набравшего мощь рода Фудзивара. Император Камму решил справиться хотя бы от одной из угроз для власти, а именно буддистского духовенства, удалив от его от дворца, хотя бы территориально. В 784 году императорский двор переезжает в Нагаоку-кё, которая была построена по образцу предыдущих столиц Фудзивара-кё и Нара, которые, в свою очередь, имели свой прообраз — столицу китайской империи Тан Чанъань (современный Сиань).

Чёткие прямоугольники кварталов размечались по правилам фэншуй. Строго в направлении север-юг проходил центральный проспект Красного Феникса (Судзаку Одзи). На севере — императорский дворец, на юге — главный въезд в город, у которого располагались храмы. Город был строго пополам был разделён на две части — западную и восточную. Параллельно Судзаку шли другие проспекты (одзи), а поперёк их и между ними располагались улицы (кодзи), делившие город на равные кварталы тё. 4 ряда кварталов вдоль каждого одзи объединялись в сектора бо. 4 ряда кварталов вдоль горизонтальной улицы кодзи, объединялась в полосу (дзё). 9 полос и 4 сектора позволяли быстро найти адрес и помогало управлять столицей.

Но перенос столицы был омрачён интригами, в результате которых младший брат императора убивает главного архитектора Фудзивара-но Тайгэцу. После этого семью императора постигает череда несчастий, и случается нескольких наводнений. Это было признано дурным предзнаменованием. Бедствия усугублялись недостатком средств из-за грандиозной стройки. Казна опустела, но помог род Фудзивара, разумеется небескорыстно. И недостроенная Нагаока-кё передала в 794 году столичное достоинство Хэйан-кё, ещё одной копии Чанъана. Начался период Хэйан, то есть «мир и спокойствие».

Столица мира и спокойствия

Хэйан был спланирован по образу Нагаока-кё, только число храмов в городе решено было сократить до двух. Один — Тодзи на восточной части , а Сайдзи — на западной. Неподалёку от них находились два городских рынка Ниси-ити и Хигаси-ити Остальные храмы размещались за пределами окружавшего город по периметру рва.

Две большие реки Камо и Кацура не только обеспечивали город водой, но и связывали Хэйан с бухтой Нанива, которая находится около нынешней Осаки. Из бухты отправлялись суда в другие районы Японии и в Китай. По западной стороне города протекала река Кацура, а по восточной — Камо, а сам город находился на склонах холма. Это помогло сделать весьма совершенную систему водоснабжения.

Судзаку Одзи имел ширину 84 м, начинаясь от ворот Расэймон и заканчиваясь у ворот Судзаку, бывших главных входом на территорию Хэйан-кю — Императорского дворца. Проспекты одзи имели ширину 24 м, а кодзи — 12 м.

Размеры города были 5,3 х 4,2 км. На севере Хэйан-кё прямоугольник размером 1,4 х 1,2 км был отведён под императорский дворец с хоромами императора Дайри, Династийным залом для заседаний правительства Тёдаин, и Павильоном веселья Буракуин, вокруг которых располагались здания министерств. На юго-востоке от дворца находился Сад божественных источников Синсэнъэн, куда император выходил на прогулку через ворота. Всего дворец имел 14 ворот.

Население столицы в разные эпохи составляло от 100 до 200 тысяч жителей.

Японская культура в период Хэйан

В IX веке наступает упадок империи Тан, из которого привозили буддистские сутры и философию, стихи китайских поэтов и, обычаи и практические знания. Теперь предстояло создать свою собственную японскую культуру, творчески переработав позаимствованные из Китая образцы. Этой задаче способствовала изоляция Японии, начавшаяся в самом конце IX века и растянувшаяся на три столетия.

Именно в период Хэйан наступил первый расцвет японской литературы. Сочинение стихов было признано важным государственным делом, а поэты пользовались почётом и уважением.

При дворе часто устраивались турниры поэтов и музыкантов, для победы в которых требовалось хорошее знание истории Китая и китайской поэзии.

В IX веке создаются слоговые азбуки хирагана и катакана, которые открыли дорогу моногатари — первым литературным произведениям на японском языке. Среди них «Гэндзи-моногатари», написанная Мурасаки Сикибу. «Исэ-моногатари», в которой повествование было разбито стихами, породила новый жанр ута-моногатари.

В Х веке Ки-но Цураюки составил антологию японских песен «Кокинсю», а сам он прославился своими танка и считается одним из 36 бессмертных поэтов. Затем последовали новые сборники песен «Синсэн вакасю» и «Госэн вакасю».

Необычайной популярностью пользовались дневники. До сих пор ценители японской литературы зачитываются дневником Мурасаки Сикибу и «Дневником путешествия из Тоса» («Тоса никки»), принадлежащим Ки-но Цураюки.

Новый жанр прозы дзуйхицу («следование за кистью») открыла Сэй-сёнагон своими бессмертными «Записками у изголовья» («Макура-но соси»). В них отражены впечатления придворной дамы обо всём происходящем вокруг. Выезды аристократов описывались с потрясающей психологическими тонкостями, наблюдения за кошкой или быком, за погодой или нравами, всё могло стать предметов описания.

Первые самураи

К периоду Хэйан относится возникновения самурайства. В период Нара армия состояла из рекрутов, набираемых из крестьян, и могла насчитывать до 60 тысяч человек. Это гарантировало Японии защиту от посягательств Китая и Кореи. С начавшимся в них упадком нужда в большой армии отпала.

Первые самураи, называвшиеся буси, вели борьбу с многочисленными разбойниками и охраняли покой знатных особ. На первые роли выдвинулись лично преданные воины из низших и средних слоев аристократических сословий.

Среди них выделялись хокумэн-но буси — личная охрана отрекшегося императора, удалившегося в монастырь. Это делалось, чтобы выйти из-под опеки рода Фудзивара, занявшего главные посты в правительстве, отодвинув с них монахов. Такая практика была нередкой и последующие времена.

Период Хэйан в японской истории

История хэйанского периода не очень богата событиями. Можно отметить Смуту годов Дзёхэй и Тэнгё на западе Японии (935 — 941). Восстания полководцев Тайры-но Масакадо и Фудзивары-но Сумитомо были подавлены, но ознаменовали выход самураев на политическую арену.

Граница с северными креветочными варварами эмиси была установлена уже в самом начале эпохи, в 804 году, и оставалась практически неизменной. А вот внутри Японии борьба между ведущими родами нередко принимала весьма кровопролитную форму. В 1051 году на севере Японии возник конфликт с влиятельным родом Абэ, получивший название «двенадцатилетней войны».

1156 год ознаменовался началом «Смуты Хогэн», в которой участвовали роды Фудзивара, Тайра и Минамото. Она закончилась в 1185 году падением дома Тайра. Победителем вышел Ёритомо, установивший 700-летнюю диктатуру сёгунов.